О шхуне "Заря", о её работе в Мировом океане, о её моряках и учёных...

Но сначала мне надо представиться.

Я уже давно живу на свете и во время моих путешествий у меня бывали разные имена.  То есть, вообще-то, настоящее имя у меня одно, Михаил Иванович Бахилин.

 

 

Но иногда я бывал в странах, в которых тамошним людям бывает очень трудно выговорить наши русские имена-отчества и фамилии.  Поэтому я не особо обижался, если меня там называли как-то по-другому.  Например, когда я был на Кубе, где люди все поголовно говорят по-испански, меня часто называли Компаньеро Мича. «Компаньеро» означает по-испански «товарищ», а «Мича» - это моё имя «Миша», произнесённое на испанский лад.  Потому что в испанском языке нет звука «Ш».  В результате кубинцы заменили «Ш» на «Ч», - вот и получился «Мича»…

 

А потом им вообще надоело называть меня Мичей, и они просто перевели мое имя на испанский язык, и стал я компаньеро Мигель, или просто – Мигель…

Когда я написал свою первую книжку, я сохранил в её заголовке это свое испанское имя, а заодно перевел, уже самостоятельно, на испанский язык и свою фамилию.

 

И стал я - Мигель де Бота.

Ведь моя фамилия – Бахилин, происходит от слова «бахилы».  В старину во Владимирской губернии, откуда родом мой папа, бахилами называли высокие холщевые сапоги, которые защищали крестьянскую обувь от снега, - чтобы снег не набивался в валенки или в сапоги. При работе в лесу, например.  Бахилы бывали очень высокие, и их голенища крепились к поясу ремешками.

У испаноязычных народов Америки тоже есть похожая обувь.  Это тоже высокие сапоги, которые тоже крепятся к поясу ремешками, но шьются они из прочной кожи и защищают ноги всадника от грязи и пыли.  И называются они botas – «ботас».

По этому по-испански мои имя и фамилия – Migel de Вота.

По-русски произносится – Мигель де Бота, а частичка «де» обозначает, что слово «Бота» стоит в родительном падеже.

Я так подробно вам всё это рассказал, потому что свои рассказы и сказки я всегда подписываю либо Мигель де Бота, либо просто – Мигель.  И теперь вы знаете, что Мигель, Мигель де Бота и Михаил Иванович Бахилин это не три разных человека, а один.

Сами вы можете называть меня любым из этих имен, я отзываюсь на все.

 

Я думаю, что теперь я хорошо вам представился и могу перейти главной теме нашей сегодняшней беседы, а именно…

 

…Знаете ли вы, что красивый парусник, на фоне которого помещена наша с вами первая страничка, - это немагнитная шхуна «Заря», экспедиционное судно Академии Наук СССР.

Это мой самый любимый корабль.  Я ходил на нем в длительные научные экспедиции в течение пятнадцати лет.  Иногда я уходил в море и на других научно-исследовательских судах, но всегда возвращался на «Зарю»…

Я хочу, чтобы вы её получше рассмотрели…

 

 

Правда, она необыкновенно красива?

А моряк, который на самом кончике бушприта готовит к постановке первый кливер, - это я.  Это 1965 год, мне 28 лет, остальным морякам, примерно, столько же, или ещё меньше, и мы выходим из пролива Ла-Манш в Атлантический океан…

 

…Немагнитная шхуна «Заря» была построена в Финляндии, в городе Турку, на верфи «Лайватеол-
лисуус»
, в 1952 году.  Вообще-то, финские корабельные мастера построили тогда для Советского Союза двенадцать таких шхун.  Все они имели одинаковый корпус, и различались, в основном, только типом парусного вооружения.

Шхуна «Заря» имела косое гафельное вооружение и верхние паруса – трисели, и называлась поэтому «гафельно-трисельная шхуна».  А очень похожая на «Зарю» - «Вега», имела на передней – фок-мачте – прямые паруса, и называлась поэтому баркентиной.  Большинство этих парусников вскоре после постройки ушли своим ходом на Дальний восток и использовались там в качестве рыболовецких судов, пока не обветшали, и не закончили свой век на корабельных кладбищах.

«Вега» и её двойник «Кодор» всю свою жизнь прослужили на Балтике в качестве учебных парусников Рижской и Таллиннской мореходок…

Из всех этих двенадцати шхун больше всех повезло «Заре»!  Потому что:

Немагнитная парусно-моторная шхуна "Заря" – это уникальное научно-исследовательское судно, построенное и оснащенное специально для исследования магнитного поля Земли на поверхности морей и океанов…

Наблюдения за магнитным полем Земли ведутся учеными уже очень давно. Можно сказать, что первым в этом деле стал великий испанский мореплаватель, Адмирал Христофор Колумб (или Кристобаль Колон по-испански).

Во время своей Первой экспедиции к Американскому материку в 1492 году, где-то посредине пути, Адмирал заметил, что направление, на которое указывает стрелка корабельного магнитного компаса, перестало совпадать с направлением на Полярную звезду.

Всем морякам мира во все времена было хорошо известно, что направление на Полярную звезду - это направление на Север.

И стрелка магнитного компаса тоже всегда указывала на Север.  Ну, почти на Север.

Почти, - это потому, что у Земли, вообще-то, имеется два Северных полюса, - Северный географический – это точка на поверхности Земли, через которую проходит воображаемая ось вращения нашей планеты, и Северный магнитный полюс, - это точка, где сходятся магнитные силовые магнитного поля Земли.  Так вот, эти два Северных полюса не совпадают!  Хотя они расположены довольно близко друг от друга…

Но вернёмся к Адмиралу Колумбу, к его каравеллам, идущим курсом вест к еще не открытой европейцами Америке, и к его морякам.

Обнаруженное Колумбом явление стало проблемой, которая начинала попахивать катастрофой для всей экспедиции.

Посудите сами – никаких средств навигации, кроме магнитного компаса и примитивной астролябии (с помощью которой можно было определять высоту Солнца и звезд над горизонтом) в распоряжении моряков не было.

Самые важные ориентиры – магнитная стрелка и Полярная звезда, показывают в разные стороны.  Кто из них врет?  Кому верить?  И куда, собственно, прикажете идти?

На тогдашних парусных кораблях экипажи – все профессионалы высочайшего класса, все в курсе дела, все головорезы отчаянные.  Одно неверное слово, одно поспешное решение, и мятеж на кораблях, со всеми вытекающими последствиями, сеньору Адмиралу обеспечен…

Но Адмирал был умницей, и курс менять не стал.  Велел держать по Полярной звезде.  А крикунов и паникёров пообещал развесить на реях.  Всех.  И завтра.  Если не заткнутся…

И, знаете, все обошлось. Через несколько дней Полярная звезда и магнитный компас снова пришли к соглашению.  Крикуны и паникёры заткнулись, команды кораблей успокоились, и большинство моряков вскоре забыло об этом интересном явлении…

Адмирал не забыл.  На обратном пути, уже открыв Америку и возвращаясь героем, он снова обнаружил это явление и, примерно, в том же районе океана.

И он понял, что открыл первую магнитную аномалию – отклонение магнитного поля Земли от ожидаемой нормы…

Адмирал Колумб не мог объяснить тогда, чем вызвано это отклонение.

Ведь он не мог знать, что в районе аномалии, глубоко под килями его каравелл, простирается с севера на юг через всю Атлантику грандиозная подводная горная цепь - Подводный Срединно-Атлантический хребет.  И самые высокие его вершины выходят из недр океана на поверхность.  Это острова, - Азорские, Вознесения, Святой Елены, Тристан-да-Кунья и другие…

Намагниченные скальные породы этих великих гор и искажают магнитное поле планеты на поверхности океана…

Вот таким образом.

А теперь я, с вашего разрешения, приведу небольшую заметку о «Заре» из компьютерной энциклопедии «Википедия», а в конце завершу свой рассказ об этом удивительном корабле небольшим комментарием, потому что, как оказалось, и «Википедия» не все знает…

Итак:

В ПОГОНЕ ЗА БЛУЖДАЮЩИМИ ПОЛЮСАМИ

 

На первый взгляд эта шхуна мало чем отличается от множества судов такого класса: три мачты, семь косых парусов, низкие надстройки, в носовой части — длинный бушприт. Однако опытный глаз моряка быстро уловит необычное в оборудовании судна. Взять хотя бы кнехты. В местах, протертых концами, сквозь черную краску проступает золотистый металл. Кнехты — из бронзы?..

Да. И не только кнехты. На всем паруснике — царство бронзы, меди, латуни и алюминия. Из этих материалов отлиты якоря и цепи, сделана якорная лебедка, сплетены тросы... Ну а все ферромагнитное — электродвигатели, генераторы, дизельная установка — сосредоточено в кормовом отсеке.

Читатель уже, наверное, догадался, что это за судно. У пирса ошвартовалась знаменитая “Заря” — единственная в мире немагнитная шхуна, предназначенная для проведения систематических геомагнитных измерений в Мировом океане.

 

То, что наша планета — огромный магнит, известно всем. И все мы как-то привыкли отождествлять магнитные полюса с полюсами географическими. Однако стрелка компаса убеждает нас в обратном: она никогда не показывает точно на север, а отклоняется от этого направления на некоторый угол, который моряки и географы называют “магнитным склонением”. Его необходимо учитывать и при морской и при воздушной навигации. Сделать это было бы несложно, будь склонение постоянным. Однако оно своенравно, с течением времени изменяется, и магнитные полюса то и дело “гуляют” по поверхности нашей планеты.

Надо ли удивляться, что непоседливое человечество всегда было очень заинтересовано в изучении закономерностей этих изменений. Тем не менее, до последних десятилетий его знания в этой области оставались весьма поверхностными. Вести геомагнитные наблюдения с кораблей и судов казалось бессмысленным занятием, так как влияние крупных масс железа и стали непредсказуемо искажало показания самых точных приборов, предназначенных для наблюдения за земным магнетизмом.

Выход оставался один: построить такое судно, на котором был бы минимум ферромагнитных устройств, способных оказать влияние на наблюдения в морях и океанах.

Создать специальные, полностью немагнитные суда для измерения магнитных полей в морях и океанах пытались не раз. В начале XX века, например, американские ученые получили небольшую немагнитную шхуну “Карнеги”. Но в 1929 году она прекратила существование. Попытки спроектировать подобные суда предпринимались и в других странах, но — безрезультатно. А с развитием межконтинентальных транспортных связей постоянные наблюдения за геомагнитными изменениями становились все более необходимым делом.

Сразу же после окончания Великой Отечественной войны в Финляндии, на судостроительной верфи А. о. Лайватеоллиуус, была заказана для Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Академии наук СССР немагнитная шхуна. Выбор этот не был случайным: и в прошлом фирма строила для Советского Союза грузовые шхуны и учебные баркентины. Служили они надежно и подолгу, По контракту шхуна, получившая название “Заря”, не должна была иметь на борту ферромагнетиков. Избежать притягивающего стрелку компаса металла и при этом сделать судно, отвечающее современным требованиям мореплавания, — задача чрезвычайно трудная, однако на “Заре” количество таких устройств удалось свести до минимума. Весь крепеж корпуса, набранного из сосны, ели и дуба, сделан латунным. Латунью же обшиты подводные части корпуса. Дельные вещи — кнехты, планки, утки, все тросы и якоря с якорными цепями — также изготовили из немагнитных материалов.

Конечно, полностью исключить ферромагнетики из судовых устройств не удалось: без них не будут работать электромоторы, электронные приборы, радиооборудование, но эти узлы заэкранировали, в исследовательские приборы внесли поправки, компенсирующие их влияние на измерения. Кроме того, самые важные приборы — магнитометры — вынесли в нос, где влияние металлических масс ощущается меньше всего. В итоге получилось небольшое судно, прекрасно приспособленное для плавания по океанским просторам. Его полное водоизмещение около 600 т, наибольшая длина с бушпритом — 52,25 м, ширина — 8,75 м.

После основательной и длительной подготовки 3 августа 1957 года шхуна отправилась из Ленинграда в далекое плавание. Научным руководителем экспедиции назначили кандидата физико-математических наук М. Иванова, капитаном — выпускника Бакинского мореходного училища А. Юдовича.

Сразу же по выходе в море были включены измерительные приборы. Они работали непрерывно по 20 и более суток, замеряя характеристики геомагнитного поля каждой точки, через которую проходила шхуна.

Сложным оказался путь “Зари” в Мировом океане. Она прошла Северное море, совершила первый переход через Атлантический океан — от берегов Англии до канадского порта Галифакс. Далее, спустившись к югу и повернув снова на восток, “Заря” направилась к Испании, зайдя по пути на Азорские острова. На этом переходе шхуну несколько суток подряд трепал жестокий шторм. После кратковременной стоянки на Азорах судно взяло курс на Испанию. Затем, пройдя Гибралтарский пролив, “Заря” продолжала измерения в Средиземном море. И снова Гибралтар, и вновь — в третий раз! — парусник пересекает Атлантику, на этот раз в зоне пассатов. Новый год экипаж “Заря” встретил на экваторе на пути в бразильский порт Билем. И, наконец, еще один переход — от Буэнос-Айреса до Кейптауна. Работа в Атлантике закончена.

Магнитные измерения, проведенные “Зарей”, выявили много нового. Были открыты неизвестные до сих пор аномалии в северных и южных частях Атлантического океана, установлена связь распределения магнитных сил и строения дна океана, получены новые ценные сведения для дальнейшего изучения земной коры.

Работа “Зари” привлекла живейшее внимание ученых-магнитологов обоих полушарий. В каждом порту судно посещали иностранные специалисты, чтобы ознакомиться с уникальным оборудованием “Зари”, с результатами научной работы экипажа.

Почти 15 месяцев провело судно в плавании, десятки тысяч миль оставило за кормой. Обширные районы Мирового океана перестали быть белым пятном на магнитных картах.

4 ноября 1958 года шхуна бросила якорь в Одесском порту. На основе проведенных геомагнитных измерений были изданы новые пособия для навигации на море и в воздухе, исправлены и дополнены магнитные карты морей, уточнены параметры геомагнитного поля в различных районах земного шара.

В 1976 году “Заря” прошла капитальный ремонт. На ней были установлены новые мачты из специальных сортов немагнитных сплавов. Изменился и тип парусного вооружения: убрали тяжелые гафели, и “Заря” стала трехмачтовой бермудской шхуной. Это облегчило работу экипажа с парусами и улучшило маневренные качества шхуны, позволив ей идти круче к ветру, что имеет немаловажное значение для парусника со слабой машиной и ограниченным запасом топлива.

И сегодня “Заря”, несмотря на солидный возраст, продолжает нести научную вахту. В сентябре 1982 года, когда исполнилось ровно тридцать лет работы “Зари” в морях и океанах, судно возвратилось из 96-суточного рейса в порт приписки Ленинград.

Комплексные наблюдения в этом юбилейном рейсе проводились в северной части Финского залива и в южных районах Балтики. На борту шхуны находились, кроме советских геофизиков, ученые из Германии, Финляндии и Польши.

Тридцать лет проплавала “Заря” по морям и океанам нашей планеты и за это время побывала в самых отдаленных уголках мира, чаще всего вдали от трасс судоходства, где до нее не появлялись суда под советским флагом. Большой объем магнитных измерений при их точности и непрерывности, выполненный “Зарей”, показал, что советские ученые обладают великолепным судном, позволяющим получать уникальные сведения о магнитном поле Земли.

Во время своих научных рейсов шхуна прошла свыше 700 тысяч миль и проводила научные работы во всех океанах нашей планеты и примыкающих к ним морях. Можно надеяться, что отремонтированная и помолодевшая “Заря” сделает еще не один научный рейс, обогатив науку новыми данными.

И. ШНЕЙДЕР, П. ВЕСЕЛОВ

 

Я помню, как и когда писалась эта заметка, и все мы, моряки и ученые «Зари», верили в её счастливую звезду…

Прошло ещё десять лет, «Заря» прошла ещё один капитальный ремонт, на сей раз в городе Антверпене.

Но вскоре после ремонта в стране начались реформы и, …  Академии Наук Великой Страны стало нечем платить своим ученым.

«Зарю» продали за бесценок каким-то случайным людям, которые выволокли ее на грязный берег Финского залива в районе Ораниенбаума и сожгли дотла, добыв таким экзотическим способом несколько тонн цветных металлов…

Комментировать это преступное варварство я не желаю, и не буду…  Сердце болит, знаете…

Моя почта, с вашего разрешения, bmigel@mail.ru

 

 

Hosted by uCoz