Ну вот, ребята, поздравляю вас, дорогие мои, с первым нашим рабочим днём! |
Как я уже сказал на нашей первой страничке, мы с вами хотим и собираемся поработать руками и головой.
В таком случае, нам сразу же придётся решить одну важную проблему, непосредственно вытекающую из этого нашего похвального хотения. А именно, - нам необходимо оборудовать рабочее место и подобрать кой-какой инструмент.
Конечно, есть ребята, у которых в квартире достаточно места, и папа с мамой рукодельники. Но таких, всё же, не очень много.
Поэтому, будем ориентироваться на тех, у кого почти, или вовсе ничего нет. И родители для решения любых хозяйственных проблем сразу вызывают мастера.
А мы хотим сами всё знать и уметь!
Поэтому для начала нам необходимо запомнить несколько важных правил:
- что бы вы не собирались делать, прежде всего, нужно подготовить свое рабочее место, освободить свой рабочий стол от всего лишнего;
- собрать и разложить на столе необходимый инструмент и материалы;
- неплохо, чтобы под рукой были смётка, совок и ведёрко для мусора, - чтобы в процессе работы не захламиться по уши.
Проделав эти нехитрые приготовления, садитесь за стол и полюбуйтесь на то, как у вас всё красиво и всё под рукой. Порадуйтесь за себя, что вы так славно всё устроили, продумайте ещё раз порядок и способ своих действий, и приступайте к работе в хорошем настроении.
В плохом настроении лучше не работать, - всё равно ничего путного не получится.
Закончив работу обязательно всё за собой уберите!!! После вашей работы в комнате должно быть чище, чем до начала вашей деятельности! Очистите и разложите по своим местам весь инструмент и неиспользованные материалы. Настоящий мастер не может быть неряхой!
После успешной работы никакая уборка не в тягость. А безуспешной работы не бывает. Всякая, даже бесполезная работа даёт полезный опыт и избавляет от повторных ошибок.
На этом закончим наше вступление и начнём оборудовать наше рабочее место.
Суть проблемы состоит в том, что в обычной городской квартире, как правило, совсем мало места и вся она заставлена полированной мебелью.
Но в любой квартире должен быть стол, за которым вы делаете уроки.
Вот на нём мы и оборудуем наше рабочее место.
На первое время сделаем так.
На стол накинем какую-нибудь старенькую скатерть (попросим у мамы, - наверняка найдётся). Поверх положим кусок дощечки ДСП, вырезанный по размеру стола. Пусть папа купит, это не особо дорого, мужики в магазине и выпилят в размер.
С краю приклейте эпоксидным клеем упор из кусочка фанеры для строгания реек.
С
правой стороны снизу приклейте к оргалиту и закрепим парой саморезов упорную
рейку. Кладём получившийся верстачок
на стол и…
Вот и всё. Посмотрим, что получилось:
Лёгкий и удобный верстачок готов. На первое время вполне сгодится.
Теперь по поводу инструментов. В любом доме всегда найдётся пара отвёрток, молоток, ножовочка да топорик. Поэтому я не буду перечислять список необходимого инструмента, чтобы не пугать ваших пап и мам, - настоящий мастер использует много разного инструмента, но мы с вами только ещё учимся, поэтому будем обходиться тем инструментом, который у вас есть.
Потом, когда войдёте во вкус и приобретёте первые навыки, - сходите с папой в магазин и купите себе личный инструмент, который и выберете сами!
А пока я, когда буду вам рассказывать о том, как сделать, например, подводную лодку, сообщу и об инструментах, необходимых для такой работы.
Покупка инструмента всегда полезна, потому что инструмент всегда окупается, если только он не валяется неизвестно где, в грязи и небрежении!
Теперь я хочу обратиться к девочкам.
Дорогие девчонки, я про вас не забыл. Во-первых, все, о чем я только что говорил, касается и вас! Поэтому, готовьте с мамой швейную машинку и нитки с иголками. В следующий раз мы будем с вами учиться сначала делать выкройку по своей фигуре, а потом и шить брюки.
А теперь, - мальчишки и их папы, - вперёд! Пора обновить наш верстак, - мы будем делать подводную лодку!
Делаем интересную модель — подводную лодку. Конструкция этой модели разработана Центральной морской модельной лабораторией ДОСААФ СССР.
Из плотной бумаги или из тонкого картона вырезают шаблоны корпуса лодки: «вид сбоку» и «вид сверху» (палуба). Для этого лист бумаги размером 30×8 сантиметров графят на квадратики со сторонами, равными 1 сантиметру. По сетке чертят шаблоны, изображенные на рисунке 139 (2), и вырезают их. На вырезанных шаблонах размечают пронумерованные поперечные линии, а на шаблоне «вид сверху» — также внутренние продольные линии (они являются границей палубы).
Из толстого картона или тонкой фанеры вырезают пять других шаблонов, необходимых для обработки поверхности корпуса. Эти шаблоны на рисунке 140 (7) изображены в полную величину. Такими их и надо сделать. Каждый шаблон нумеруют.
|
Корпус лодки вырезают из бруска сухой древесины (лучше всего липы, но можно и сосны или осины) длиной 280 миллиметров, высотой 25 миллиметров и шириной 21 миллиметр. По бокам с двух сторон к бруску прикладывают и обводят карандашом шаблон корпуса «вид сбоку», а сверху и снизу — шаблон «вид сверху». Рубанком и ножом брусок обстрагивают по контурам шаблонов.
Затем шаблон «вид сверху» обрезают по линиям палубы. Оставшуюся часть шаблона (палубу) снова прикладывают к верхней стороне бруска и обводят карандашом. Со всех сторон бруска размечают также пронумерованные поперечные линии.
Теперь корпус надо обработать острым ножом — закруглить борта. Они должны иметь такую форму, как вырезы в пронумерованных шаблонах. Корпус начинают обрабатывать с середины, где помечена поперечная линия 3. При этом пользуются шаблоном № 3. Корпус обрезают так, чтобы шаблон № 3 плотно прилегал к нему по линии 3. Верхний выступ шаблона должен опереться на палубу.
Затем таким же образом обстрагивают корпус с обеих сторон до линий 2 и 4, прикладывая здесь шаблоны № 2 и № 4. Цифры, которыми обозначены линии, соответствуют номерам шаблонов. После обработки корпуса по шаблонам № 1 и 5 оставшиеся концы обрезают по рисунку. Готовый корпус зачищают напильником и шкуркой, а затем окрашивают один-два раза масляной или нитрокраской.
Из жести вырезают вертикальный и горизонтальные рули, гребной винт и кронштейн для вала, а из проволоки толщиной в миллиметр или немного больше — оси рулей, гребной вал (не загибая пока крючка на нем) и крючки для резиномотора. Эти детали на рисунке 140 изображены в полную величину. Размещение их на корпусе модели производят по рисунку 139.
Сбоку корпуса возле носа и кормы прокалывают или пробивают сквозные отверстия, в которые вставляют оси горизонтальных рулей. Они должны туго поворачиваться. Рули припаивают к выступающим концам осей. На кормовой части к корпусу снизу мелкими гвоздиками прибивают кронштейн, согнутый из полоски жести по рисунку 140 (8).
Лопасти гребного винта изгибают под углом около 40°. В центре винта пробивают отверстие, этим отверстием винт насаживают на конец гребного вала и припаивают. Затем на вал насаживают стеклянную бусинку и вставляют его в кронштейн. Бусинка должна поместиться между винтом и кронштейном. Другой конец вала сгибают крючком. На него потом будет надет резиномотор. Второй крючок для резиномотора укрепляют в проколе, сделанном шилом в носовой части корпуса. В кормовой части делают прокол кончиком ножа и вставляют здесь вертикальный руль.
Из деревянного брусочка вырезают по рисунку 139 рубку и укрепляют ее на палубе. Перископ изображают кусочком проволоки.
Чтобы модель не переворачивалась в воде, в днище ее закрепляют балласт — пластинку свинца (примерные размеры ее 75×4×2 миллиметра) или другого металла. Пластинку сперва привязывают к днищу нитками. Модель ставят на воду. Она должна погрузиться в воду до палубы, нос и корма должны быть на одном уровне. Балласт уменьшают и увеличивают, а также передвигают взад или вперед, пока модель не будет держаться на воде в нужном положении. После этого в днище корпуса делают прорез, туго вставляют в него подобранную металлическую пластинку и закрепляют ее гвоздиками.
Готовую модель еще раз окрашивают: палубу и рубку — голубой или светло-серой краской, подводную часть — черной.
Мотор делают по длине корпуса из резиновой ленты сечением 1×3 или 1×4 миллиметра. Концы ленты завязывают петлями и надевают их на крючки. Чтобы завести мотор, его снимают с переднего крючка, растягивают приблизительно вдвое и закручивают на 350—400 оборотов: один из ребят держит модель в руках, придерживая винт, а другой закручивает мотор. Это удобнее делать с помощью ручки, изображенной на рисунке 140 (10). А ещё удобнее, и значительно быстрее, - с помощью ручной дрели. Затем мотор снова надевают на крючок, модель ставят на воду и отпускают винт. Модель поплывет. Если предварительно наклонить вперед на 5—8° носовые горизонтальные рули, то модель погрузится в воду и всплывет снова на поверхность, когда резиномотор раскрутится. Слегка отгибая в стороны вертикальный руль, регулируют направление движения модели. Погружение модели объясняется тем, что ее удельный вес приближается к удельному весу воды, а движение благодаря повороту горизонтальных рулей направлено под углом вниз. Как только мотор перестает работать, движение модели, а следовательно, и действие рулей прекращается. Модель, сделанная в основном из дерева, всплывает.
Примечания
1. Резиновый мотор можно сделать из резинового бинта, который продается в аптеках. Он продается в рулончиках разной длины. Называется он "Бинт Мартенса", ширину имеет примерно 5 см. Нужно отрезать кусок этой резиновой ленты необходимой длины, а потом острыми ножницами аккуратно нарезать из этого куска ленточки шириной 4 мм. Из этих ленточек и собираем жгут резиномотора.
2. В качестве вала гребного винта при изготовлении подобных моделей хорошо подходит велосипедная спица и два ниппеля к ней. Торцы утолщенной части обоих ниппелей стачиваются напильником, после чего один ниппель наворачивается на резьбовую часть спицы, так, чтобы резьба вышла из ниппеля наружу. На вышедшую часть надевается готовый винт и закрепляется на спице вторым ниппелем, который также наворачивается на спицу плоским торцом к винту. Соединение прочно затягивается, пропаивается, лишняя часть ниппеля спиливается и обрабатывается начисто напильником и мелкой шкуркой.
3. Для изготовления этой модели нам понадобятся: Молоток, плоскогубцы, нож, небольшой рубанок, ножовка, напильник, шкурка, лобзик и паяльник с припоем и флюсом для пайки железа. Ну, и немного нитроэмали.
4. И последнее, - не следует зацикливаться на возне с шаблонами. Эту небольшую модельку вполне можно аккуратно выстрогать простым острым ножом. Заодно и потренируетесь в работе с простым режущим инструментом. И управитесь, я думаю, быстрее. Удачи вам.
Если вам интересно узнать, как погружаются и всплывают настоящие подводные лодки, а также какими двигателями они оснащены, напишите мне, - и мы поговорим на эту тему поподробнее. Мой адрес bmigel@mail.ru