Ну вот, ребята, поздравляю вас, дорогие мои, с первым нашим рабочим днём! 

 

Как я уже сказал на нашей первой страничке, мы с вами хотим и собираемся поработать руками и головой.

В таком случае, нам сразу же придётся решить одну важную проблему, непосредственно вытекающую из этого нашего похвального хотения.  А именно, - нам необходимо оборудовать рабочее место и подобрать кой-какой инструмент.

Конечно, есть ребята, у которых в квартире достаточно места, и папа с мамой рукодельники. Но таких, всё же, не очень много.

Поэтому, будем ориентироваться на тех, у кого почти, или вовсе ничего нет.  И родители для решения любых хозяйственных проблем сразу вызывают мастера.

А мы хотим сами всё знать и уметь!

Поэтому для начала нам необходимо запомнить несколько важных правил:

- что бы вы не собирались делать, прежде всего, нужно подготовить свое рабочее место, освободить свой рабочий стол от всего лишнего;

- собрать и разложить на столе необходимый инструмент и материалы;

-  неплохо, чтобы под рукой были смётка, совок и ведёрко для мусора, - чтобы в процессе работы не захламиться по уши.

 Проделав эти нехитрые приготовления, садитесь за стол и полюбуйтесь на то, как у вас всё красиво и всё под рукой.  Порадуйтесь за себя, что вы так славно всё устроили, продумайте ещё раз порядок и способ своих действий, и приступайте к работе в хорошем настроении.

В плохом настроении лучше не работать, - всё равно ничего путного не получится.

 Закончив работу обязательно всё за собой уберите!!!  После вашей работы в комнате должно быть чище, чем до начала вашей деятельности!  Очистите и разложите по своим местам весь инструмент и неиспользованные материалы.  Настоящий мастер не может быть неряхой!

После успешной работы никакая уборка не в тягость.  А безуспешной работы не бывает.  Всякая, даже бесполезная работа даёт полезный опыт и избавляет от повторных ошибок.

 На этом закончим наше вступление и начнём оборудовать наше рабочее место.

 Суть проблемы состоит в том, что в обычной городской квартире, как правило, совсем мало места и вся она заставлена полированной мебелью.

Но в любой квартире должен быть стол, за которым вы делаете уроки.

Вот на нём мы и оборудуем наше рабочее место.

На первое время сделаем так.

На стол накинем какую-нибудь старенькую скатерть (попросим у мамы, - наверняка найдётся).  Поверх положим кусок дощечки ДСП, вырезанный по размеру стола.  Пусть папа купит, это не особо дорого, мужики в магазине и выпилят в размер.

С краю приклейте эпоксидным клеем упор из кусочка фанеры для строгания реек.

С правой стороны снизу приклейте к оргалиту и закрепим парой саморезов упорную рейку.  Кладём получившийся верстачок
 на стол и…

Вот и всё.  Посмотрим, что получилось:

 

 

 

 

 

Лёгкий и удобный верстачок готов.  На первое время вполне сгодится.

 

Теперь по поводу инструментов.  В любом доме всегда найдётся пара отвёрток, молоток, ножовочка да топорик.  Поэтому я не буду перечислять список необходимого инструмента, чтобы не пугать ваших пап и мам, - настоящий мастер использует много разного инструмента, но мы с вами только ещё учимся, поэтому будем обходиться тем инструментом, который у вас есть.

Потом, когда войдёте во вкус и приобретёте первые навыки, - сходите с папой в магазин и купите себе личный инструмент, который и выберете сами!

А пока я, когда буду вам рассказывать о том, как сделать, например, подводную лодку, сообщу и об инструментах, необходимых для такой работы.

 Покупка инструмента всегда полезна, потому что инструмент всегда окупается, если только он не валяется неизвестно где, в грязи и небрежении!

Теперь я хочу обратиться к девочкам.

Дорогие девчонки, я про вас не забыл.  Во-первых, все, о чем я только что говорил, касается и вас!  Поэтому, готовьте с мамой швейную машинку и нитки с иголками.  В следующий раз мы будем с вами учиться сначала делать выкройку по своей фигуре, а потом и шить брюки.

 

А теперь, - мальчишки и их папы, - вперёд!  Пора обновить наш верстак, - мы будем делать подводную лодку!

Подводная лодка

 

Делаем  интересную модель — подводную лодку. Конструкция этой модели разработана Центральной морской модельной лабораторией ДОСААФ СССР.

Из плотной бумаги или из тонкого картона вырезают шаблоны корпуса лодки: «вид сбоку» и «вид сверху» (палуба). Для этого лист бумаги размером 30×8 сантиметров графят на квадратики со сторонами, равными 1 сантиметру. По сетке чертят шаблоны, изображенные на рисунке 139 (2), и вырезают их. На вырезанных шаблонах размечают пронумерованные поперечные линии, а на шаблоне «вид сверху» — также внутренние продольные линии (они являются границей палубы).

Из толстого картона или тонкой фанеры вырезают пять других шаблонов, необходимых для обработки поверхности корпуса. Эти шаблоны на рисунке 140 (7) изображены в полную величину. Такими их и надо сделать. Каждый шаблон нумеруют.

 

Рис. 139. Модель подводной лодки:

Рис. 140. Модель подводной лодки:

1 — общий вид лодки; 2 — шаблоны корпуса лодки; 3 — основные детали лодки: А — рубка; Б — вертикальный руль; В — кормовые горизонтальные рули; Г — носовые горизонтальные рули; Д — гребной винт; Е — кронштейн вала гребного винта; Ж — балласт; З — резиномотор.

1 — шаблоны для обработки поверхности корпуса; 2 — разметка корпуса на бруске и проверка шаблонами отработанного корпуса; 3 — горизонтальные рули; 4 — оси горизонтальных рулей; 5 — гребной винт; 6 — передний крючок резиномотора; 7 — вал гребного винта; 8 — кронштейн гребного винта; 9 — вертикальный руль; 10 — ручка для заводки резиномотора.

 

 

Корпус лодки вырезают из бруска сухой древесины (лучше всего липы, но можно и сосны или осины) длиной 280 миллиметров, высотой 25 миллиметров и шириной 21 миллиметр. По бокам с двух сторон к бруску прикладывают и обводят карандашом шаблон корпуса «вид сбоку», а сверху и снизу — шаблон «вид сверху». Рубанком и ножом брусок обстрагивают по контурам шаблонов.

Затем шаблон «вид сверху» обрезают по линиям палубы. Оставшуюся часть шаблона (палубу) снова прикладывают к верхней стороне бруска и обводят карандашом. Со всех сторон бруска размечают также пронумерованные поперечные линии.

Теперь корпус надо обработать острым ножом — закруглить борта. Они должны иметь такую форму, как вырезы в пронумерованных шаблонах. Корпус начинают обрабатывать с середины, где помечена поперечная линия 3. При этом пользуются шаблоном № 3. Корпус обрезают так, чтобы шаблон № 3 плотно прилегал к нему по линии 3. Верхний выступ шаблона должен опереться на палубу.

Затем таким же образом обстрагивают корпус с обеих сторон до линий 2 и 4, прикладывая здесь шаблоны № 2 и № 4. Цифры, которыми обозначены линии, соответствуют номерам шаблонов. После обработки корпуса по шаблонам № 1 и 5 оставшиеся концы обрезают по рисунку. Готовый корпус зачищают напильником и шкуркой, а затем окрашивают один-два раза масляной или нитрокраской.

Из жести вырезают вертикальный и горизонтальные рули, гребной винт и кронштейн для вала, а из проволоки толщиной в миллиметр или немного больше — оси рулей, гребной вал (не загибая пока крючка на нем) и крючки для резиномотора. Эти детали на рисунке 140 изображены в полную величину. Размещение их на корпусе модели производят по рисунку 139.

Сбоку корпуса возле носа и кормы прокалывают или пробивают сквозные отверстия, в которые вставляют оси горизонтальных рулей. Они должны туго поворачиваться. Рули припаивают к выступающим концам осей. На кормовой части к корпусу снизу мелкими гвоздиками прибивают кронштейн, согнутый из полоски жести по рисунку 140 (8).

Лопасти гребного винта изгибают под углом около 40°. В центре винта пробивают отверстие, этим отверстием винт насаживают на конец гребного вала и припаивают. Затем на вал насаживают стеклянную бусинку и вставляют его в кронштейн. Бусинка должна поместиться между винтом и кронштейном. Другой конец вала сгибают крючком. На него потом будет надет резиномотор. Второй крючок для резиномотора укрепляют в проколе, сделанном шилом в носовой части корпуса. В кормовой части делают прокол кончиком ножа и вставляют здесь вертикальный руль.

Из деревянного брусочка вырезают по рисунку 139 рубку и укрепляют ее на палубе. Перископ изображают кусочком проволоки.

Чтобы модель не переворачивалась в воде, в днище ее закрепляют балласт — пластинку свинца (примерные размеры ее 75×4×2 миллиметра) или другого металла. Пластинку сперва привязывают к днищу нитками. Модель ставят на воду. Она должна погрузиться в воду до палубы, нос и корма должны быть на одном уровне. Балласт уменьшают и увеличивают, а также передвигают взад или вперед, пока модель не будет держаться на воде в нужном положении. После этого в днище корпуса делают прорез, туго вставляют в него подобранную металлическую пластинку и закрепляют ее гвоздиками.

 

Готовую модель еще раз окрашивают: палубу и рубку — голубой или светло-серой краской, подводную часть — черной.

Мотор делают по длине корпуса из резиновой ленты сечением 1×3 или 1×4 миллиметра. Концы ленты завязывают петлями и надевают их на крючки. Чтобы завести мотор, его снимают с переднего крючка, растягивают приблизительно вдвое и закручивают на 350—400 оборотов: один из ребят держит модель в руках, придерживая винт, а другой закручивает мотор. Это удобнее делать с помощью ручки, изображенной на рисунке 140 (10).  А ещё удобнее, и значительно быстрее, - с помощью ручной дрели. Затем мотор снова надевают на крючок, модель ставят на воду и отпускают винт. Модель поплывет. Если предварительно наклонить вперед на 5—8° носовые горизонтальные рули, то модель погрузится в воду и всплывет снова на поверхность, когда резиномотор раскрутится. Слегка отгибая в стороны вертикальный руль, регулируют направление движения модели. Погружение модели объясняется тем, что ее удельный вес приближается к удельному весу воды, а движение благодаря повороту горизонтальных рулей направлено под углом вниз. Как только мотор перестает работать, движение модели, а следовательно, и действие рулей прекращается. Модель, сделанная в основном из дерева, всплывает.

 

Примечания

1. Резиновый мотор можно сделать из резинового бинта, который продается в аптеках. Он продается в рулончиках разной длины.  Называется он "Бинт Мартенса", ширину имеет примерно 5 см.  Нужно отрезать кусок этой резиновой ленты необходимой длины, а потом острыми ножницами аккуратно нарезать из этого куска ленточки шириной 4 мм.  Из этих ленточек и собираем жгут резиномотора.

2. В качестве вала гребного винта при изготовлении подобных моделей хорошо подходит велосипедная спица и два ниппеля к ней.  Торцы утолщенной части обоих ниппелей стачиваются напильником, после чего один ниппель наворачивается на резьбовую часть спицы, так, чтобы резьба вышла из ниппеля наружу. На вышедшую часть надевается готовый винт и закрепляется на спице вторым ниппелем, который также наворачивается на  спицу плоским торцом к винту. Соединение прочно затягивается, пропаивается, лишняя часть ниппеля спиливается и обрабатывается начисто напильником и мелкой шкуркой.

3. Для изготовления этой модели нам понадобятся: Молоток, плоскогубцы, нож, небольшой рубанок, ножовка, напильник, шкурка, лобзик и паяльник с припоем и флюсом для пайки железа. Ну, и немного нитроэмали.

4. И последнее, - не следует зацикливаться на возне с шаблонами.  Эту небольшую модельку вполне можно аккуратно выстрогать простым острым ножом.  Заодно и потренируетесь в работе с простым режущим инструментом.  И управитесь, я думаю, быстрее.  Удачи вам.

 

 Если вам интересно узнать, как погружаются и всплывают настоящие подводные лодки, а также  какими двигателями они оснащены, напишите мне, - и мы поговорим на эту тему поподробнее.  Мой адрес bmigel@mail.ru

 

а теперь для девочек, как я обещал - шьем брюки...

Hosted by uCoz